necto_shuhrich (necto_shuhrich) wrote,
necto_shuhrich
necto_shuhrich

Categories:

Настоящий РАШИЗМ



Хобиты (украинцы) должны бросить в расплавленную лаву жерла Ородруина(огонь на Красной площади) Кольцо́ Всевла́стья(шину свободы) чтобы победить МордоросковскуюОРДо Россию)



Александр Невзоров: Вежливые орки

Рецензия на последнего «Хоббита»

[Cама статья]


Всякая экранизация художественной литературы хороша уже тем, что позволяет эту литературу не читать.

Экранизация Толкиена хороша вдвойне, так как без лишней потери времени позволяет ознакомиться с концентратом художественной культуры человечества.

Дело в том, что в литературном котле Толкиена сварились и выварились Шекспиры, Толстые, Стендали, а также бессчетное количество всяких Маленьких Принцев, спартанцев и Красных Шапочек. По сути, все, что надо знать о культуре homo, очень компактно разместилось в эпопее про дурацких гномов. Причем в весьма вкусной пропорции.

Затем пришел Питер Джексон и произвел то, что можно назвать «кинематографической канонизацией» Толкиена.

В результате история о Кольце Всевластия, дракончиках и больших эльфийских ушах (частью которой является данный фильм) стала одной из визитных карточек человечества. К этому можно относиться как угодно, но факт следует признать. Вероятно, нет необходимости приводить в качестве доказательства кассовые сборы эпопеи, а также рекордность вызванных ею медийных и общественных резонансов.

Как получилось, что «дурь про гномов» так легко завоевала мир, попутно затоптав распятия и кринолины с наполеонами, теперь уже обсуждать поздно. Это произошло.

Да, безусловно, успех картины обусловлен ее безумным бюджетом. Но отметим, что из всей «большой» литературы только эстетика Толкиена смогла раскошелить продюсерский клан на сотни миллионов долларов. Ни на что другое их просто никто бы не дал. Разумеется, деньги с лихвой вернулись.

Как выяснилось, даже в России гномы круче белых офицеров, романтичнее расстрелянных царей и любимее всяких Февроний.

Кассовые мерки, как ни крути, остаются единственным объективным мерилом успеха в кинематографе.

«Хоббит-3» — это как раз тот случай, когда успешность и влиятельность явления делает излишним обсуждения его кинематографических достоинств или недостатков.

Посему мерить «Хоббита» обычной рецензионной мерой столь же нелепо, как, к примеру, рецензировать падение Чискулубского метеорита.

Конечно, метеорит можно пожурить за неровности краев выбитого им стокилометрового кратера или сделать ему выговор за масштабы возникших по его вине пожаров или разрушений. А можно восхищаться его способностью расколоть литосферные плиты и запустить дремавшие вулканы.

Но, как правило, очень большой метеорит безразличен к критике и глух к восторгам. Нам остается лишь оценить причиненные им разрушения и попытаться угадать, для каких новых форм жизни его падение открыло дорогу (по одной из палеонтологических версий, именно Чискулубский метеорит отправил на тот свет динозавров, что и позволило развиться млекопитающим).

Разумеется, толкиеновская эпопея Джексона — это очередной удар по всей идеологии и «уникальной» сущности «русского мiра». Явления такого масштаба, как «Властелин Колец — Хоббит», аккумулируя и отчасти культивируя образцы европейской эстетики, как правило, безжалостны к достижениям аборигенов. Они попросту давят их и успешно замещают собой.

России с ее «великой культурой» противопоставить гномикам Толкиена опять оказалось нечего. О каракулях, которые именуются современной литературой, в этом контексте вообще упоминать смешно, а « классика» находится сегодня в состоянии уже окончательного отмирания.

Разумеется, и ей бы не выиграть в этой схватке, просто потому, что война и мир Бильбо Беггинса оказалась способна поведать о человеке больше и лучше, чем война и мир толстовских героев.

Красивый западный авантюризм Толкиена и его культ абсолютной свободы всегда будут актуальнее, чем страсти нафталиновых персонажей русской литературы, живущих в покорности тронам, религии, нелепым традициям и фальшивым идеям.

Особенно сегодня, когда, судя по всем приметам, в России вновь заканчивается время чиновников и наступает время негодяев.

Что, в общем-то, неизбежно. В течение долгого времени очень тонко (до прозрачности) нарезанные кусочки родины распределялись только среди чиновничьего стада. В этом была, конечно, своя прелесть, так как обеспечивался некий порядок. У стада была одна-единственная обязанность: чавкать родиной так, чтобы население не слышало. Но их не хватило даже на это. Они не только слишком громко чавкали, они еще и начали рыгать на всю страну.

Кажется, дочавкались. Кольцо опять придется бросить в Ородруин.

Явление «Хоббита» России содержит лишь одну загадку: зачем попы, черносотенцы и другие комиссары казенной духовности учинили такой скандал с Оком Саурона над Москвой?

Всю страсть, растраченную на борьбу с невинной выходкой рекламщиков, им следовало обратить против действительно смертоносного для них факта появления очередного «Хоббита» во всех кинотеатрах «русского мiра». Но тут им явно ничего не светило и они решили удовольствоваться малым. Тем, на что хватило силенок. И запретили Око. А очень зря.

Хотя, вероятно, патриотам следовало бы преодолеть культурологическую робость, оседлать ситуацию и использовать образы орков для успешной пропаганды своей идеологии.

Ведь именно орки, как никто другой, демонстрируют способность отдавать весь свой потенциал на нужды ВПК. Они готовы бездумно и радостно дохнуть тысячами на полях сражений. Несомненно, их портреты стали бы лучшим украшением классов военно-патриотической подготовки.

Более того, именно орки олицетворяют вежливость в том смысле, который сегодня в РФ вкладывается в это слово.


Валерий Панюшкин: Социализация орков

Ответ на рецензию Александра Невзорова

[Сама статья]

Иллюстрация: Bridgemanart/Fotodom

+T -

Вот ведь тянет поговорить про орков, правда? Возможно, я ошибаюсь, но как-то кажется мне, что во всем мире кино Питера Джексона про гномов и орков — это просто сказка, захватывающая, эффектная, успешная, но всего лишь сказка. И только в России эта сказка обретает какую-то экзистенциальную эпохальность.

Во многих городах есть сити с небоскребами, но никому как-то не приходит в голову установить на небоскреб Око Саурона. Только нам. А если бы кому в мире и пришла такая идея, то ну, и установили бы, погорело бы пару дней, никакая конфессия бы не возмутилась, кроме, разве что фундаменталистов в Иране.

Никому в мире в голову не приходит сравнивать Хоббита со своей национальной классикой. В Италии, например, это ж надо быть сумасшедшим, чтобы сравнивать Толкиена с Данте Алигьери. В Британии совершенным надо быть фриком, чтобы сравнивать «Хоббита» с «Крошкой Доррит». А у нас Невзоров сравнивает «Властелина колец» с «Войной и миром», причем, кажется, всерьез.

Это примеры только последнего времени, но уже давно общественное наше сознание терзают размышления об орках. И я думаю, это потому так, что мы чувствуем с орками некую культурно-историческую связь.

Про орков надо понимать две вещи: во-первых, они честные, во-вторых — асоциальные.

Про то, что орки честные — это не сам я придумал. Это мой сын, будучи подростком, играл в какую-то компьютерную игру, где следовало выбрать себе персонажа, и, к моему удивлению, мальчик выбрал стать орком. Я спросил, какого черта орком? Почему не эльфом, красивым, ясноглазым? Зачем же по собственной воле становиться злобным чудовищем? И он ответил: «Потому что орки честные». То есть все на свете на самом деле — злобные чудовища, все хотят грабить чужие земли и жрать человеческое мясо. Но эльфы лицемерят, прикидываются красивыми и ясноглазыми, морочат голову своими якобы светлыми чарами, кичатся древней культурой. И гномы лицемерят. И люди. Одни только орки в своем безобразии честны и тем отличаются от других народов в положительную сторону.

Это была сильная позиция. Что можно возразить чудовищу, которое всех на свете считает чудовищами, еще и лицемерными, и только себя считает чудовищем честным в своей чудовищности?

Вторую важную вещь про орков я тоже придумал не сам. Вычитал у Джорджа Мартина, каковой задается вопросом, что будет делать Арагорн с побежденными орками? Благородный и мудрый король, предводитель сил добра в начале своего справедливейшего правления — как поступит с побежденными орками, скрывающимися в горах?

Оставит в покое? Пусть прячутся по своим ущельям? Но тогда они будут грабить путников и рано или поздно соберут армию, да и нападут на какой-нибудь мирный город. То есть в покое их оставить нельзя.

Тогда что? Истребить? Всех истребить до последнего орчонка? Но в этом случае мудрый и благородный король Арагорн станет предводителем чудовищной карательной операции. Это же будет геноцид орков, после которого Арагорну прямая дорога на скамью подсудимых в Гаагский трибунал.

Совершенно очевидно, что если орки побеждают, то мир погружается во мрак. Но если орки побеждены, то становятся серьезной проблемой. Их надо социализировать. Надо им как-то растолковать, что эльфы не прикидываются красивыми и ясноглазыми, а действительно красивы и ясноглазы, причем ясноглазость эльфов не ставит перед собою цели кого-то унизить, а просто так получилось, что ясные глаза. Надо как-то очень осторожно растолковать оркам, что достижения эльфийской культуры не являются хитрыми чарами, направленными на порабощение народов Средиземья. Совсем уж как-то мягко следует объяснить оркам тот факт, что Арагорн, будучи человеком, женился на эльфийской царевне Арвен — да, так бывает. А у гномов — ну, простите, пожалуйста — женщины носят бороду. А у энтов вообще нет женщин, так и живут.

И самое трудное в процессе социализации орков — это вызвать у них уважение к труду. Ума не приложу, как это сделать. Ни в книжке Толкиена, ни в фильме Джексона ни разу не встречается орк, который бы свободно трудился.



Tags: Мордор, Орки, Россиюшка, руССкий мир
Subscribe

  • Краткая история украинского парусного флота

    Издавна связан с морем украинский народ. Первые сведения о больших морских плаваниях восточных славян (антов) относятся к VI-VII…

  • Русь 626 году.

    Я.Е.Боровский ВИЗАНТИЙСКИЕ, СТАРОСЛАВЯНСКИЕ И СТАРОГРУЗИНСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ПОХОДЕ РУСОВ В VII В. НА ЦАРЬГРАД Оп.: Я.Е.Боровский. Византийские,…

  • Наша история

    ЗАПОРОЖСКИЕ АРХЕОЛОГИ ВПЕРВЫЕ НАШЛИ АРТЕФАКТЫ ТРИПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЮГЕ УКРАИНЫ Ранее считали, что трипольцев на этой территории не было В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments