necto_shuhrich

Category:

Земляки — пионеры авиастроения. Григорович

6 февраля день рождения одного из своих известнейших авиаконструкторов первой половины ХХ века Дмитрия Павловича Григоровича. Который родился, получил образование и сформировался как создатель авиации в Киеве. Жизнь Дмитрия Григоровича была преисполнена взлетов и падений. Из 80 конструкций самолетов, разработанных им или под его руководством, особо выделяются морские летающие лодки, которые долгое время были непревзойденными в мире.

Он создал и один из лучших в мире истребителей своего времени, воспитал целую плеяду конструкторов авиационной и зенитно-ракетной техники и подарил мировому авиастроению ряд идей, которые используются в конструкциях самолетов и по сей день.

Авиаконструктор из Киева, который научил самолеты плавать

Дмитрий Павлович Григорович - авиатор, изобретатель, "отец" первых в мире гидросамолета и летающей лодки-истребителя с бронированной кабиной, а еще - крылатой амфибии М-9, ставшей в свое время военной сенсацией."Аэроплан - теперь уже не игрушка, а мощное и всегда готовое средство связи, разведки и даже боя"Дмитрий Григорович

Авария и коррупция как двигатели прогресса

Мощный толчок конструкторской карьере Дмитрия Григоровича, как это ни странно, дали авария и коррупция.

Накануне Первой мировой приятель Григоровича, военный летчик, садясь на воду на французском гидросамолете "Донне-Левек", повредил машину. А правила строгие: или долгосрочное отстранение от неба, или ремонт за свой счет. Денег, конечно, у незадачливого пилота не нашлось. Казалось бы, военной биографии конец. Но нет - на помощь пришел Дмитрий Григорович, взявшийся поставить самолет на крыло. И сделал это, даже не имея чертежей. И таким образом получил невероятный опыт.

А через два года (уже во время Первой мировой войны) произошел еще один, гораздо более серьезный скандал: американцы под видом новых продают Российской империи самолеты, отремонтированные после эксплуатации. Коррупционные схемы обнаружили быстро.

Резолюция царского адмирала Андрея Эбергарда была жесткой: "Аппараты не принимать и никому на них не летать".

Тут и настал звездный час Григоровича, который начал конструировать самолет за самолетом. И его аппараты были особенными.

Лодки, которые летают, или самолеты, которые плавают?

Первый самолет, который мог садиться на воду, был создан американцем Гленном Кертиссом 1909 года. И, по сути, он оставался сухопутным аэропланом, установленным на поплавке.

Сенсационное же отличие гидросамолетов Григоровича, первые из которых он разработал в 1912-1913 годах, никаких поплавков: посадка осуществляется непосредственно на фюзеляж (до сих пор крылатые амфибии работают по тому же принципу). 

Очень удачным оказался М-5, который стал основной боевой единицей, вытеснив слабее по тактико-техническим свойствам все зарубежные аналоги.

М-9 конструктора Григоровича надежно держался на воде даже при четырехбалльном шторме. А при волне в полметра мог свободно взлетать и садиться. Также делал то же самое с заснеженного поля без лыж.

Необычным было и конструкторское решение в случае с истребителем М-21, который, стартуя с суши, в воздухе сбрасывал шасси и спокойно приземлялся на воду.

Вышел из "шарашки" - и получил премию

После революции 1917-го Григорович решил не эмигрировать и продолжил конструировать самолеты. Это "оценили" спецслужбы большевиков - авиатор оказался под наблюдением НКВД.

Дмитрия Павловича не обошла судьба многих - по обвинению во "вредительстве", его отправили в особое конструкторское бюро, которым занимались чекисты.

В 1930-е он работал главным конструктором ЦКБ-39 (печально известная "шарашка") при Объединенном государственном политуправлении (ОГПУ).

Амнистировали в 1931 году, торжественно. Вручили грамоту и премию в 10 тысяч рублей. Весной 1938 года Григоровича назначили руководителем только что организованного конструкторского бюро в Новосибирске. Но через несколько месяцев, заболев лейкемией, конструктор умер.

Летающая лодка Григоровича М-24 еще десятилетиями использовалась для топографирования и аэрофотосъемок на Крайнем Севере и проведения ледовых разведок. А его идеи до сих пор применяют в авиастроении.

Интересные факты

  • Свой первый биплан, не располагая соответствующими средствами, сконструировал в родном Киеве в сарае на Куреневском аэродроме... из бамбука.
  • Военное ведомство США, получив несколько гидросамолетов Григоровича, в 1918 году организовало их серийное производство.
  • Испытывая "летающую лодку" М-5, лейтенант Г. Фриде пролетел на ней под всеми мостами Невы.
  • Четырехместный гражданский самолет Григоровича по заказам "Укрповітряшляху" выпускался в Харькове и использовался исключительно на украинской территории.
  • У бомбардировщика ТБ-5 конструктор предусмотрел туалет и гамаки для отдыха.
  • При создании самолета "МК-1" первым в мире внедрил нетрадиционную схему крепления коробки крыльев к фюзеляжу, применив амортизаторы. Только через несколько лет это начали делать и французы, назвав метод именем А. Фармана.
  • Под руководством Григоровича в ЦКБ-39 работал и будущий конструктор первого космического корабля Сергей Королев, который также родом из Украины, из Житомира.
  • У Григоровича было атлетическое телосложение и был человеком огромной физической силы, богатырем. По свидетельству современников, он легко крестился двухпудовой гирей (32 кг).

Из досье Дмитрия Григоровича

Родился 6 февраля 1883 года в Киеве.

Окончил Киевское реальное училище, Киевский политехнический институт, стажировался в Льежском университете, где изучал аэродинамику и теорию двигателей.

В конце 1917 года только на одну созданную модель отставал от другого известного миру киевлянина Игоря Сикорского (21 против 22). Свободно говорил на украинском, русском, английском, французском и немецком языках.

Умер 26 июля 1938 года в Москве.

О его жизни и первых шагах в авиации оставила воспоминания жена Надежда Сукневич.



ПЫСЫ Итогом жизни Д.Григоровича стали 80 типов спроектированных самолетов, из которых почти четыре десятка строились серийно, мощная школа талантливых учеников, творцов авиационной и космической техники, и блестящие конструкторские решения, которые считаются в авиастроении и до сегодняшнего дня классическими. Портрет в мемориальной галерее выдающихся выпускников КПИ и экспозиция в Государственном политехническом музее университета доносят до нынешних студентов-политехников память о великих свершениях и победах их славного предшественника.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded