necto_shuhrich

Category:

Земляки - пионеры авиастроения.

КОТЕЛЬНИКОВ ГЛЕБ ЕВГЕНЬЕВИЧ

30 (18) января 1872 года родился Глеб Котельников, изобретатель ранцевого парашюта.

В маленьком слободском местечке Судже Курской губернии испокон века жил весь род Котельниковых. Городок Суджа основан украинскими казаками и входил в Сумской казачий полк Слободской Украины.(И что интересно, Суджа почти месяц была как бы столицей Советской Украины (с 29 ноября по 27 декабря 1918 т.к. там находилось правительство Украины, сформированное большевиками)).

В роду Котельниковых склонность к творческой работе — науке, изобретательству, искусству — проявлялась в нескольких поколениях. 

Прадед изобретателя, В. И. Котельников, окончив Харьковский университет, всю жизнь служил в родном городке в скромной должности землемера, занимался сельским хозяйством. Зато брат его. П.И.Котельников, прославился как выдающийся математик. Славные традиции рода продолжил и дед изобретателя Г.В. Котельников. Он закончил Харьковский университет и преподавал в Полтаве математику в кадетском корпусе и физику в институте благородных девиц. Здесь, в Полтаве, родился отец изобретателя, Е. Г. Котельников. Он тоже окончил Харьковский университет. Летом 1868 года семья Котельниковых приехала в Петербург, где отец получил должность профессора сельскохозяйственной механики в Земледельческом институте. Через четыре года в 1872 году у них родился второй сын, Глеб, будущий изобретатель.

Мальчик начал учиться в городе Вильно, где в то время отец служил директором учительского института. Потом семья снова вернулась в Петербург, и Глеб продолжил учебу в первой гимназии.

С детства он увлекался не только техникой. В семье Котельниковых любили искусство, театр, музыку. Все члены семьи играли на фортепиано, а Глебу купили скрипку, у него обнаружились поразительные музыкальные способности. Эти два увлечения — искусство и техника — прошли через всю жизнь Котельникова.

В начале 1889 года во всех петербургских газетах было напечатано объявление о предстоящем полете на воздушном шаре воздухоплавателя Шарля Леру. Но дело было не только в самом факте полета, а в том, что Леру должен был опуститься на землю на парашюте. О полетах на воздушных шарах Глеб только читал, а здесь ему довелось увидеть собственными глазами это увлекательное зрелище. Оно потрясло мальчика, и он на всю жизнь запомнил прыжок отважного воздухоплавателя.

В 1889 году Котельниковы переезжают в Полтаву, где их семью постигло тяжелое горе — смерть отца. После этого их жизнь резко изменилась. Теперь пришлось жить только на небольшую пенсию, назначенную вдове.

В это время Глеб учился в седьмом классе гимназии. Он мечтал впоследствии поступить в консерваторию или в технологический институт, но теперь об этом можно было забыть. Оставался единственный путь — военная служба. В Киеве, при военном училище, как раз открылись курсы для подготовки подпрапорщиков. Глеб всю зиму готовился к экзаменам за седьмой класс, сдал их и уехал в Киев. После окончания курсов он решил продолжить учебу, закончил основной курс и вышел из училища подпоручиком-артиллеристом. Незадолго до окончания училища умерла мать и в 1894 году он получил назначение в крепость Ивангород.

В короткое время Котельников в совершенстве овладел артиллерийским делом и отлично зарекомендовал себя. Он добросовестно исполнял службу, несмотря на то, что она не приносила ни морального удовлетворения, ни материального благополучия. В крепости Ивангород Котельников впервые увидел привязной аэростат. Он получил возможность хорошо ознакомиться с устройством воздухоплавательного аппарата. Это очень пригодилось ему в будущем, когда он начал работать над парашютами.

Котельников дослужился до чина поручика и, прослужив в армии три обязательных года, при первой же возможности уволился в запас.

В 1897 году он вернулся в Полтаву и поступил на акцизную службу. В свободное время играл в любительских спектаклях и имел большой успех. В 1899 году Котельников женился, с тех пор его жена на всю жизнь стала ему верным другом и помощником.

В начале 1900 года Глеб Котельников назначается представителем акцизного ведомства в Каменскую, одну из крупнейших станиц Войска Донского.

Потом последовал перевод в отдаленную станицу земли Войска Донского-Усть-Медведицкую за участие в Театральных постановках. Начальство, видимо, рассуждало следующим образом: «С глаз долой…», но вот со второй половиной поговорки произошел казус – вытравить любовь к театру из сердец супругов Котельниковых не смогла даже ссылка. Котельникову пришлось уволиться, и семья начала кочевать с места на место, пока не оказалась в Сочи где он получил место акцизного чиновника.

Здесь, наряду с любительским театром, Котельников снова занялся техникой. Он делал чудесные модели пароходов с работающими паровыми машинками. Модели в тихую погоду пускали в море. Сделав порядочный круг, они приставали к берегу.

Весной 1910 года Котельников решил перебраться в Петербург с твердым намерением пробиться на профессиональную сцену, стать настоящим актером и отдать себя целиком любимому делу. Осенью этого же года он был принят в драматическую труппу петербургского Народного дома. 

К работе над парашютом Котельников приступил после того, как стал свидетелем первой авиационной катастрофы в российской истории – гибели тоже нашего земляка — авиатора Льва Мациевича во время Всероссийского праздника воздухоплавания 24 сентября (7 октября) 1910 года. 

Одновременно с театром Котельников стал упорно работать над проблемой создания настоящего авиационного парашюта.

Конечно, он знал о попытках своих предшественников создать авиационный парашют. Он изучал историю воздухоплавания, летного дела, занимался конструированием летательных аппаратов и парашютов. Ему в этом много помогал неутомимый собиратель и знаток истории авиации А.А.Родных, с которым Котельников познакомился в 1910 году.

Изучив общие принципы авиационного парашюта, Котельников начал строить первую модель, чтобы проверить свои предположения на опыте. Он долгое время не мог найти подходящего материала для изготовления купола, который должен быть легким, прочным, не слеживаться и хорошо раскрываться. Однажды Котельников случайно увидел, как большую шелковую шаль пропустили через маленькое женское колечко, и понял, что гладкий, прочный, эластичный шелк вполне подходит для изготовления купола.

Сделав набросок будущего парашюта, Котельников изготовил небольшую модель и, подобрав к ней по весу маленькую куклу, начал испытание. Каждый раз парашютик раскрывался и опускал куклу на землю. Убедившись, что он наконец-то нашел верные принципы устройства аппарата, Котельников вскоре рассчитал общую площадь парашюта для груза весом до восьмидесяти килограммов со средней скоростью снижения до пяти метров в секунду. Общая площадь купола достигала пятидесяти квадратных метров, то есть был примерно такой, как и у современных типов парашютов.

Вскоре рабочие чертежи парашюта были готовы, и началось изготовление модели в одну десятую натуральной величины. Испытания прошли нормально, после чего Котельников отправился по министерствам и канцеляриям, так как для создания действующей модели парашюта требовались немалые деньги. Однако все попытки добыть их в царской казне оказались безрезультатными. Тогда Котельников подал заявку в Комитет по изобретениям на выдачу патента, и, хотя это тоже не дало результатов, он продолжал работать.

В декабре 1911 года "Вестник финансов, промышленности и тгорговли" сообщил своим читателям о поступивших заявках, в том числе и о заявке Г. Е. Котельникова, однако "по неизвестным причинам патента изобретатель не получил. В январе 1912 года Г. Е. Котельников сделал заявку на свой парашют во Франции и 20 марта того же года получил патент за № 438 612". Первые испытания парашюта были проведены 2 июня 1912 года с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дернул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся. Сила торможения передалась на автомюбиль, и двигатель заглох. А 6 июня того же года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи.

Первое испытание своего ранца Котельников провел 6 июня 1912 года в лагере воздухоплавательного парка близ Гатчины. Манекен весом 76 килограммов с надетым парашютом на высоте 250 метров сбросили из корзины аэростата. Парашют раскрылся без помех. Это означало, что главное дело было сделано, а дальше началось усовершенствование изобретения.


К счастью, Котельников дожил до того времени, когда парашют стал неотъемлемым элементом авиации. Летчики признали его единственным средством для спасения своей жизни. Впоследствии, когда торжественно праздновалось двадцатипятилетние первого русского парашюта, Котельников получил множество поздравлений, а главное — почувствовал, что его изобретение необходимо людям. Теперь его имя стало широко известно.

Умер Котельников в конце Великой Отечественной войны. Урна с прахом создателя первого в мире ранцевого парашюта была помещена в колумбарий Новодевичьего кладбища, где потом был установлен памятник изобретателю.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded