necto_shuhrich

Categories:

Земляки - пионеры авиации.

Левко  Макарович Мациевич  13 января 1877, Александровка, Чигиринский уезд, Киевская губерния — 7 октября 1910, Санкт-Петербург — российский авиатор украинского происхождения, капитан. Деятель украинского национально-освободительного движения, сооснователь Революционной украинской партии. 

Мациевич теоретик и практик военно-воздушного флота, корабельный инженер, автор идей первого в мире авианосца и тормозной системы для ограничения движения самолетов на палубе. Первая жертва авиакатастрофы в Российской империи.

  • Когда основательно изучаю недостатки существующих кораблей или аэропланов, постоянно думаю о них, то обязательно появляется идея - и я берусь за проектирование нового (Лев Мациевич)

Человек-идея

Короткую жизнь Мациевича (33 года) можно сравнить с самолетом вертикального взлета. После обучения попал в корпус корабельных инженеров, затем - в конструкторское бюро, Отдел воздушного флота.

На его счету немало достижений:

  •  один из первых в мире проектов гидроплана, а также устройства, спасающего летчика при вынужденной посадке на воду;
  • один из шести офицеров, направленных во Францию ​​для подготовки их инструкторами первой российской военной авиашколы;
  •  рекорды высоты, скорости и продолжительности полета;
  •  предложение о применении аэропланов на море, определение путей взаимодействия самолетов с боевыми кораблями;
  •  автор проектов: броненосного крейсера, ряда субмарин различного назначения, двигателя, пригодного как для надводного, так и для подводного плавания, оригинальной системы защиты лодок от мин и торпедных атак.

Только этих идей хватило бы на годы работы целого научно-исследовательского института.


Биография

Лев Макарович Мациевич родился в Киевской губернии в мещанской семье. В 1901 году окончил Харьковский технологический институт, а в 1906 году Николаевскую морскую академию.

Один из видных деятелей украинского национально-освободительного движения, член студенческого кружка «Студентська громада» в Харькове. В 1900 году — вместе с Д. Антоновичем, М. Русовым и другими основал первую политическую украинскую партию в Российской империи — Революционную украинскую партию (РУП).

В 1908 году начал служить в Морском техническом комитете, с 1909 года — в отделе воздухоплавания. Мациевич очень внимательно наблюдал за развитием авиации, на одном из заседаний в отделе он представил первый в мире проект авианосца, способного нести 25 самолётов. В этом проекте он первым в мире предложил идею катапульты и тормозной системы, ограничивавшей пробег самолёта по палубе.

В 1910 году Мациевич был направлен в Европу для изучения мирового авиационного опыта. Во Франции он прошёл обучение в авиационной школе Анри Фармана.

24 сентября (7 октября) 1910 года Мациевич выступал с показательными полётами в Санкт-Петербурге на Всероссийском празднике воздухоплавания. В этот день он совершил на своём «Фармане» несколько полётов, катал высших офицеров, влиятельных особ, в том числе и председателя правительства П. А. Столыпина. Перед последним полётом Мациевича адъютант шефа российской авиации великого князя Александра Михайловича передал пожелание показать какое-нибудь авиационное достижение. Мациевич решил взлететь на самолёте на возможно максимальную высоту. Ровно в 18 часов его самолёт начал разваливаться в воздухе на глазах у потрясённых зрителей.

Эта трагедия вызвала потрясение у всех. Поэт Александр Блок откликнулся на гибель пилота стихотворением «Авиатор», в котором наряду с мотивом скорби прозвучали пророческие мысли по поводу будущей «войны в воздухе». Хоронили Мациевича как национального героя, улицы Санкт-Петербурга были заполнены народом, над траурной процессией летел дирижабль «Кречет». Мациевич был похоронен в Александро-Невской лавре.

Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи. Однако его смерть привела к изобретению ранцевого парашюта Глебом Котельниковым.



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded