necto_shuhrich

Category:

Просветитель земли Московской.


Cвятитель Димитрий Ростовский —святой, епископ, церковный писатель, автор 4-томной работы «Жития святых» («Четьи-Минеи Димитрия Ростовского») и многих других духовных произведений.


Димитрий Ростовский (в миру Данила Саввич Туптало; 11 декабря 1651, местечко Макаров, Киевский полк, Войско Запорожское — 28 октября 1709, Ростов Великий, Ярославщина, Московское государство) — епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский; духовный писатель, агиограф, проповедник, педагог. Основатель Ростовской грамматической школы, в которой наряду с грамматикой церковнославянского языка и богослужебными книгами изучались также древние языки (латинский и древнегреческий), философия и стихосложение.

При крещении был назван Даниилом. Учился в Киево-Братской коллегии (позже ее преобразовали в Киево-Могилянскую академию). В 17 лет постригся в монахи с именем Димитрий.

7 лет Димитрий провел в Киевском Кирилловом монастыре. Будущий святитель прославился своими замечательными проповедями и был назначен проповедником в Чернигов.

С 1681 по 1701 год Димитрий был настоятелем нескольких монастырей, а в 1701 году его назначили епископом сибирского Тобольска. Но по болезни в Сибирь он так и не поехал, проведя год в московском Чудовом монастыре.

В 1702 году он стал епископом Ростова Великого. В Ростове святитель Димитрий активно занялся просвещением — как священников, так и простых верующих. Кроме того, он приложил много усилий для обличения старообрядцев. Димитрий Ростовский написал книгу «Розыск (исследование) о раскольнической Брынской вере», в которой обосновывается истинность православия и ложность учения старообрядцев.

Литературное наследие

Димитрий прославился как плодотворный церковный автор — составитель сборников житий святых (наиболее известный, в четырёх книгах — «Четьи-Минеи»), проповедей, драм, стихов и песен, попавших, в частности, в Богогласник. Академик Д. С. Лихачёв считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, который, после Евангелия, имел огромное влияние на верующее русское общество. Язык и сюжеты получили высокую оценку многих классических русских писателей XVIII—XX вв.

Четьи-Минеи стали источником вдохновения для А. С. Пушкина — на основе житий святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака поэт создаёт образ юродивого в трагедии «Борис Годунов», а неоконченная поэма «Монах» была основана на житии Иоанна Новгородского.


…по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное. — Ф. М. Достоевский «О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса»

Известны и пьесы, написанные святителем. Тексты двух — «Рождественская драма» (т. н. «Ростовское действо») (поставлена впервые 24 декабря 1704 года и продолжает исполняться до сих пор) и «Успенская драма» (написана на Украине в конце XVII века для исполнения монахами и писцами в монастыре) — сохранились до наших дней.

В последние годы своей жизни Димитрий, видя, что раскол начал приобретать силу в его епархии, взялся за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Итогом этой деятельности стало написание доступным для простого народа языком сочинения против раскольников: «Розыск о раскольнической Брынской вере».

Через полвека В 1757 после кончины Димитрия Ростовского во время ремонта были открыты его нетленные мощи. После многочисленных чудес и исцелений, происходивших у его мощей, Димитрий Ростовский был канонизирован.

Город во имя святителя.

6 апреля 1761 года указом Елизаветы Петровны крепость на Дону было дано имя митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия. Название крепости и поселения впоследствии менялось: крепость Святого Димитрия, крепость Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, просто Ростов, наконец, чтобы отличить от древнего Ростова Великого, что под Ярославлем, Ростов-на-Дону.

Сейчас Ростов-на-Дону (в разговорной речи часто — Ростов) — крупнейший город на юго-западе России, административный центр Южного федерального округа и Ростовской области. Историко-географический регион Дон.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded