necto_shuhrich (necto_shuhrich) wrote,
necto_shuhrich
necto_shuhrich

Фальсификация не в пользу...

Сначала - Киевская, а затем - Русь


Японский исследователь восточнославянского фольклора Хироши Катаока
Японский исследователь восточнославянского фольклора Хироши Катаока

Японский исследователь Хироши Катаока исследовал, что украинская культура и фольклор значительно старше российских. Мнение «постороннего» ставит под сомнение традиционное представление о «старшую сестру».

     Хироши Катаока, аспирант кафедры фольклористики при Киевском национальном университете им. Шевченко, исследует восточнославянский фольклор более 13 лет. В Японии считают, что для этого достаточно изучить русские традиции и культуру, об украинской культуре вообще не упоминают. И это, по мнению исследователя, неправильно, ведь «ставит телегу перед лошадью». После того как Катаока более 10 лет исследовал русский фольклор и около трех лет украинский, он пришел к выводу, что украинская традиция значительно глубже, более старой и содержит очень многие черты культуры тех времен, когда евразийцы еще имели признаки единого народа.
      Сначала Хироши Катаока учился на отделении русской филологии в Японии, а потом приехал в Россию для того, чтобы лучше изучить язык и фольклор. Несмотря на сильное желание молодого ученого поездить русском глубинке и послушать современные образцы народного творчества, в экспедицию ему так и не удалось поехать. Возможно из-за того, что творчество а-ля Лесь Подервянский культурном японцу пока была бы непонятной.
      
Через некоторое время учебы в Москве и Санкт-Петербурге сообразительный Катаока заметил, что книги практически всех серьезных исследователей ссылающиеся на украинских авторов, ученых или на сборники украинского фольклора. Так появилась идея поехать в Украину, чтобы изучить вопрос глубже.
        После приезда и поступления в аспирантуру Катаока узнал, что Костомаров самом деле украинским ученым, а не российским, что к первому изданию сборника сказок сам Афанасьев писал: «Жаль, что адресат пренебрег Украинская оригинальным текстом », (что указывает на то, что эти сказки имеют украинское происхождение). Квитка-Основьяненко, Максимович, Рудченко собирали украинские народные сказки и высылали их в фольклорные сборники, выходившие в России. Сказки переводили i считали русскими. В 1858 году вышли сказки, которые собирал Афанасьев, а в 1869-м, которые собирал Рудченко.

   
[Читать дальее]Хироши Катаока живет в Киеве почти три года. Он хорошо говорит на украинском, несмотря на то, что лекции для иностранцев в Украине читают на русском. «Я счастлив человек, - говорит господин Ока, - я встретил Лидию Францевну (Дунаевский, заведующую кафедрой фольклористики - Авт.), Которая и учит меня украинскому языку. По словам Катаока, в русской культуре заметно большое влияние финских и сибирских народов. А древнерусская культура, вполне возможно, была привнесена выходцами из Украины-Руси, которые путешествовали, торговали или переселялись из Руси на север и северо-восток. В украинском же фольклоре и культуре исследователь заметил очень интересные переклички с японской традицией. К тому же, по словам Катаока, глубинные архетипические представления и обряды, те, которые несут на себе эхо общей евразийской традиции, сохранились в японском фольклоре, в Ведах (древнеиндийские книги) и ... в украинских обрядах и обычаях.
     Одним из таких мотивов является сказка о витязе, рожденного собакой. Этот сюжет восходит еще ко временам тотемизма, когда люди верили в то, что обожаемая животное было основателем рода людей. Одним из древнейших тотемов на территории Евразии были собаки (в другой интерпретации волки или лисы). Известно особое отноститесь кельтских племен тотема собаки, а украинские воины-характерники считали своим покровителем волка. В культуре славянских народов сакральность образа собаки-волка-лисы остались лишь в Украине. По мнению Ката Ока, это указывает на то, что украинская культура является центром и корнем восточнославянской культуры. Другие животные, которых уважают в Японии, - это лягушка, журавль, бык, черепаха. А синтаисты имеют в доме маленький храмчик для лисы, которая (как и в восточнославянской мифологии) символизирует ум, долголетия, а также духом риса. В Азии ноября часто считается богом растений.
        Другой признак древности украинской культуры - это сохранена традиция поклонения предкам. Это особенно удивительно потому, что христианская традиция строго боролась с этими языческими пережитками, подчеркивая, что Бог является единственным, а мертвые не возвращаются к потомкам, потому что находятся после смерти в аду или раю, в зависимости от земных деяний. Японская культура базируется на синтаизми, вере в то, что божественное разлито в природе и имеет множество своих проявлений. Можно сказать, что это своеобразный аналог язычества. Японцы верят, что на большие праздники (Новый год, праздник Бон) души предков посещают своих потомков. В Украине также существует традиция поминовения, «прикормки», задабривания умерших на новогодние праздники, Пасха, Троица (так называемая русалчин воскресенье). В фильме «Тени забытых предков» показано традицию призывать в старый Новый год на кутью души умерших в японской культуре также существует традиция предлагать ритуальную пищу из риса душам в определенные дни приходят в дом. Одним из очень древних обыкновенно ритуального убийства старых родителей. Сам обычай, разумеется, в традициях этих народов не сохранился, однако в сказках и в художественной литературе отчасти к этому сюжету обращаются. Так в одной из новелл Коцюбинского сын вывозит свою мать на санях в заснеженный лес, а в творчестве японских писателей часто встречается сюжет, когда сын отвозит своих стариков в горы. Обязательным при этом является мотив снега. Язычники верили также в божественную силу деревьев. Отголосок этой веры до сих пор сохранился в японской традиции созерцания вишни-сакуры. Хироши Катаока рассказал «УМ», что основным в этом своеобразном поклонении является не эстетический аспект, а традиция почитания предков, ведь лепестки является душами умерших родственников.
     Интересно, что в Украине на Подолье до сих сохранился обычай сажать вишни на кладбище. А в украинской культуре ягоды вишни символизируют кровь, а потому и род. Неудивительно, что вишня так часто фигурирует в украинском фольклоре и художественной литературе. Дерево жизни еще считается одним из главных символов японской культуры. Катаока был просто шокирован, когда в экспедиции в Карпаты увидел, что некоторые крестьяне над дверью, прямо на крыше привязывают елку. По его словам, это вера в то, что через священное Древо жизни божественная энергия сходить на дом, на семью. Традиция очищение через огонь и воду очень древней и характерной не только для украинского или японской культур. Однако праздник Ивана Купала еще, после более чем тысячелетнего существования христианства в Украине, является актуальным и сегодня, то есть имеет очень крепкие корни. Именно в купальском ритуале больше некогда магических, а ныне традиционных обрядов связано с водой и огнем. В Японии женщины в день летнего солнцестояния также ходят к реке и делают подобные древне ритуалы. Похожие обряды являются разве что в Китае, но у других народов, по словам Катаока, нет.
    Также особой как в Японии, так и в Украине была символика порога. Оказывается, что якобы современный обычай, когда только женатый мужчина заносит свою невесту жену в дом, переносит через порог, содержит глубокую символику. Порог является пределом, символическим местом. Когда-то в далеком Украине, так же как в Японии и Иране, в свадебной церемонии обычай зажигать огонь на пороге, через который невесты должны перепрыгнуть. Порог считался местом, близким к домового. А женщины в древней Украине и Японии хоронили под порогом ребенка, если она рождалась мертвой. Также в Японии сохранилась традиция осыпать молодых на свадьбе и покойника во время похорон зерном (у нас пшеницей, в Японии - рисом).
    
На то, что между Русью и Японией были какие-то исторические связи, указывает также поверье, что прежде, в древние времена, в японскую провинцию Хокайдо переселилась группа украинцев. Как доказательство этого, достаточно маловероятной версии Ката Ока говорит, что костюм невесты в этой провинции является практически копией галицкого костюма невесты. Интересно, что несколько столетий между Японией и Китаем шла война за скифских лошадей, поэтому какие-то влияния праукраинской культуры осуществлялись и на японскую культуру.
        В Украине Японию считают патриархальною страной, в которой люди в значительной степени сумели сохранить свои традиции. Однако Ката Ока лишь грустно вздыхает в ответ на этот вопрос. Он считает, что традиции в Украине сохранились лучше, что у нас чаще можно увидеть человека, одетого в традиционную народную одежду, тогда как в Японии кимоно стоит очень дорого, его одевают только на традиционные праздники и передают своим детям в наследство. Ката Ока беспокоит то, что Японию в мире часто считают некой «собачкой Америки» и японцы очень легко перенимают европейские обычаи. Оказывается, что в Японии могут венчаться в католическом храме, периодически посещать буддийский, а ребенка вообще не приобщать к определенной религии. Она определится сам, «кем быть», когда подрастет. По мнению Ката Ока, сейчас и Япония, и Украина пытаются найти свое место в мире. И ответ на этот гиперважливе вопрос надо искать не в современной геополитике, политических «раскладах» или экономико-энергетической конъюнктуре. Японец искренне заинтересовался Украиной, убежден, что только прошлое может дать ответы на то, каким будет будущее страны .






Tags: Украина
Subscribe

  • Как Милла мило пердаки порвала у ваты

    45 лет землячке. В этом году «коммерсант» снова ковырнул не зажившую рану пердаков какцапов, как и в предыдущие годы, вой стоит знатный.…

  • Просветитель земли Московской.

    Cвятитель Димитрий Ростовский —святой, епископ, церковный писатель, автор 4-томной работы «Жития святых» («Четьи-Минеи Димитрия Ростовского») и…

  • Союзники

    СПЕЦНАЗОВЦЫ США ПОДЕЛИЛИСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОТ СОТРУДНИЧЕСТВА С ВСУ ПОСЛЕ УЧЕНИЙ Мы не можем дождаться следующего раза! - спецназовцы США поделились…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments