necto_shuhrich

Category:

Река Жизни


«Sag mir, wo die Blümen sind»

Попалась картина, которая зацепила и возвратила к памятной дате  «Ніколи знову !» 

Размер 50х60 см.​  2013г.​

МАТЕРИАЛЫ:   холст, акрил простой, акрил флуоресцентный (светится в УФ-лучах), акрил фосфоресцентный (светится в темноте после направленного воздействия электрическим светом и этим проявляет истинный смысл картины)

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ И КАТАЛОГАХ:

А) Восьмая Украинская Неделя Искусств (Киев, сентябрь 2013) -  3 место.

В) 2014 (11-16 марта) - участник выставки "Русский авангард ХХ - ХХІ веков" (Russian avant-garde XX-XXI) в женевской галерее "Нест" (Швейцария). 

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОНИРОВАНИЯ:  поскольку данная картина - не пейзаж, а концептуальная живопись и даже часть перформанса, то условия экспонирования для данного произведения совершенно особенные. Прежде всего использование в создании картины фосфоресцентных красок диктует необходимость экспонировать ее в залах без окон, с ярким электрическим освещением, которое будет периодически выключаться для того, чтоб скрытые изображения могли светиться в темноте. Далее, в период выключения освещения на стене рядом с картиной следует демонстрировать видеоролик с Марлен Дитрих, на немецком языке поющей песню "Где цветы, дай мне ответ? («Sag mir, wo die Blümen sind»)", которая и дала название этому произведению искусства (ссылка на видеоролик есть в авторском комментарии). После этого следует опять включить освещение и позволить зрителям прочитать авторский комментарий на понятном им языке (или нескольких языках), размещенный рядом с картиной. Также, по желанию организаторов, для полноты восприятия культурного контекста экспозиция может быть дополнена авторским пением (в записи или в живую) украинской народной колыбельной "Товчу, товчу мак", которая, через роман М.А.Шолохова "Тихий Дон", и вдохновила Пита Сигера на написание главного антивоенного гимна нашего мира "Где цветы, дай мне ответ?".

АВТОРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ:

ХХ век "прославился" изрядным количеством знаковых катастроф, двумя Мировыми войнами и Технической революцией. Всё это сопровождалось огромными человеческими жертвами и полным невниманием к проблемам индивида. Побочным продуктом такого ХХ века стало изменение тысячелетних смыслов. Так, например, с античных времен цветок красного мака символизировал гипнотический сон и смерть, но после Первой мировой он стал символом памяти о погибших на той войне, а после Второй мировой - символом памяти о погибших на всех войнах. Пресноводные красные креветки во все века были символом долгой и счастливой жизни, но в последние 5-7 лет внезапно стали самым модным домашним животным, символизирующим удачливого бизнесмена, умеющего приспосабливаться к любой обстановке и находить благоприятные течения.

ХХІ век дан нам для осмысления произошедшего. Мы видим, что новые поколения сменяют друг друга, подобно водам реки, - это Река Жизни. Но где же растут красные маки, где они растут? Они растут на местах боёв, на забытых братских могилах, и только ночная тьма может выявить над маками свечение солдатских душ, полеты которых подобны течению реки. В этом течении - преемственность поколений: от украинской народной колыбельной "Товчу, товчу мак" до пацифистского гимна «Sag mir, wo die Blümen sind (Где цветы, дай мне ответ)» в исполнении несравненной Марлен Дитрих (http://www.youtube.com/watch?v=fVAvhJtqPEI).

Говорят, что война не закончена, пока не похоронен последний солдат. Цветущие маки так удачно маскируют собой старые забытые могилы. Но если над маками светятся души убиенных, значит ли это, что их война еще не закончена? Кто даст ответ? ХХІ век должен найти свой вариант ответа...

Пацифистская картина делает чудо - вызывает слезы катарсиса. 

В киевском Доме художника в рамках VII Украинской Недели Искусств демонстрируют антивоенную картину, которая заставляет людей плакать от восторга. Киевский культурный сезон осени 2013 года начался с VII Украинской Недели Искусств. По традиции UKRAINIAN ART WEEK дважды в год демонстрирует нам всё самое лучшее, что появилось за сезон в мировой арт-индустрии. В этом смотре достижений принимают участие не только художники, но и фотографы, и скульпторы, и деятели декоративно-прикладного искусства со всех стран мира. И каждый раз творцам удаётся нас удивить. На этот раз всеобщее удивление и восхищение вызвала картина, которую первоначально все принимают за жизнерадостный пейзаж с маками и креветками - "Река Жизни («Sag mir, wo die Bl?men sind»)". Автор - Хельг?на Шишкина-Рыбальская (Helg?na Shyshkina-Rybalskaya): начинала как киевский вундеркинд, а теперь стала знаменитой европейской художницей-интеллектуалкой, удостоенной европейской арт-критикой звания "Королева Сюрреализма". 

Картина написана в необычайно ярких тонах, полных южного солнца, она притягивает взгляд из любого угла выставочного зала и просто таки манит окунуться в прохладу лесного ручейка, протекающего по переднему плану, и разгадать загадку улыбающихся креветок. А еще эта картина светится в темноте, ведь художница хорошо знает самые актуальные тренды современного искусства, поэтому использовала в работе такие новинки всемирной лакокрасочной промышленности, как флуоресцентные (светятся в УФ-лучах) и фосфоресцентные (светятся в темноте после направленного воздействия электрическим светом) краски. Однако не всё так просто с картиной интеллектуалки Хельг@ны! И это становится понятным, когда видишь под картиной авторский комментарий на 3 абзаца и вдруг замечаешь, что картина не принадлежит к номинации "классическая живопись", а выставлена в номинации "концептуальное искусство". 

Самые продвинутые посетители выставки ещё по второй (немецкоязычной) части названия картины понимают, что тут что-то не так, что перед ними - что-то совершенно особенное. Так что же "не так" в этой картине? Почему посетители выставки радостно стремятся к солнечному пейзажу, долго стоят возле него, разглядывают, читают и... плачут? Да просто сила воздействия этого произведения искусства такова, что люди переживают настоящий к?тарсис и слезами очищают душу. Как же художнице удалось создать такое мощное катарсическое произведение искусства? Судя по сообщениям в арт-блоге художницы (http://blogs.mail.ru/mail/helgana_sh-r), над картиной она работала в сюрреалистической технике автоматического письма, так что результат и для неё самой стал большим сюрпризом. Ей пришлось провести дешифровку культурных кодов, выданных её подсознанием, и только после этой её работы мы можем наслаждаться картиной Хельг@ны Шишкиной-Рыбальской в полной мере. 

Кстати, некоторые особо смелые посетители выставки так далеко зашли в этом наслаждении, что даже рискнули попросить художницу спеть им украинскую колыбельную "Товчу, товчу мак". И она не отказала, действительно очень проникновенно спела. Хотя обычно в таких случаях принято отсылать погуглить. Что же способствует такой реакции зрителей на казалось бы простой пейзаж? Это, безусловно, авторский комментарий к пейзажу. Ведь тема памяти о погибших актуальна для каждой семьи, для каждого неравнодушного сердца. В своем блоге художница сожалеет, что эта картина - не ко времени. "Если бы я умела быть прагматичной, я создала бы эту картину в следующем году - к 100-летию с начала Первой мировой войны. Но нет, даже здоровые проявления прагматизма моему мозгу просто таки не свойственны! Я ж художник формата "Божья Дудка": в меня дуют - я издаю звуки, и только путем сложной собственной дешифровки мне удается понять, что за мелодия это была..." 

Рискну не согласиться с художницей: тема памяти актуальна всегда. И заплаканные глаза посетителей выставки - наилучшее тому подтверждение.   А теперь насладимся авторским комментарием художницы, который я процитирую без купюр и комментариев: " ХХ век "прославился" изрядным количеством знаковых катастроф, двумя Мировыми войнами и Технической революцией. Всё это сопровождалось огромными человеческими жертвами и полным невниманием к проблемам индивида. Побочным продуктом такого ХХ века стало изменение тысячелетних смыслов. Так, например, с античных времён цветок красного мака символизировал гипнотический сон и смерть, но после Первой мировой он стал символом памяти о погибших на той войне, а после Второй мировой - символом памяти о погибших на всех войнах. Пресноводные красные креветки во все века были символом долгой и счастливой жизни, но в последние 5-7 лет внезапно стали самым модным домашним животным, символизирующим удачливого бизнесмена, умеющего приспосабливаться к любой обстановке и находить благоприятные течения. 

ХХІ век дан нам для осмысления произошедшего. Мы видим, что новые поколения сменяют друг друга, подобно водам реки, - это Река Жизни. Но где же растут красные маки, где они растут? Они растут на местах боёв, на забытых братских могилах, и только ночная тьма может выявить над маками свечение солдатских душ, полеты которых подобны течению реки. В этом течении - преемственность поколений: от украинской народной колыбельной "Товчу, товчу мак" до пацифистского гимна «Sag mir, wo die Bl?men sind (Где цветы, дай мне ответ)» в исполнении несравненной Марлен Дитрих (http://www.youtube.com/watch?v=fVAvhJtqPEI). Говорят, что война не закончена, пока не похоронен последний солдат. Цветущие маки так удачно маскируют собой старые забытые могилы. Но если над маками светятся души убиенных, значит ли это, что их война еще не закончена? Кто даст ответ? ХХІ век должен найти свой вариант ответа... " 

Источник: http://kiev.glo.ua/cultura_novosti/pacifistskaya-kartina-delaet-chudo-vyzyvaet-slezy-katarsisa.html

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded