necto_shuhrich

Categories:

Юбиляр

30-летие первого запуска украинского самолета-гиганта "Мрия": в сети показали архивное видео

21 декабря 2018

30 лет назад, 21 декабря 1988 года, самый большой в мире самолет Ан-225 "Мрия" осуществил свой первый полет. 

 На записи можно увидеть кадры дебютного полета "Мрии" и представление  самолета тогдашним генеральным авиаконструктором "Антонова" Петром  Балабуевым. 

"Этот самолет, он понесет на своем борту имя  "Мрия", прекрасное украинское слово "Мрия", мечта, как и неугомонность  человека вечно дерзать, вечно стремиться к лучшему", – сказал  разработчик самолета-рекордсмена. 

Первый полет "Мрии" выполнял экипаж во главе с командиром Галуненко  А.В., второй пилот - Горбик С.А., штурман-испытатель - Нечаев С.Ф.,  бортинженер-испытатель - Шулещенко А.Н., бортинженер-испытатель - Гусар  В.А., бортрадист-испытатель - Белоусов В.К., ведущий инженер-испытатель -  Харченко М.Г. 

Как отмечается, на самолете Ан-225 установлено  462 авиационных рекорда, из них 240 мировых и 222 национальных рекордов  Украины. 


 История создания самолета Ан-225 «МРІЯ»

Предисловие


Исторически Соединенные Штаты Америки и Советский Союз являлись двумя сверхдержавами, которые доминировали в освоении космического пространства в политических и военных целях. Для запусков пилотируемых и беспилотных космических аппаратов использовались одноразовые ракеты носители, что стоило очень дорого. Поэтому  в 1970-х годах в США, с целью значительного снижения стоимости выведения полезной нагрузки на орбиту Земли, приняли решение разработать многоразовую космическую систему «Спейс Шатл». Суть ее в том, что космический челнок мог до 100 раз использоваться для выведения в космос и возвращения на Землю различных полезных нагрузок.

В случае неблагоприятной погоды на мысе Канаверал, откуда осуществлялись запуски и где располагался основной аэродром посадки, космический челнок мог осуществлять посадки и на запасные аэродромы. Поэтому для доставки космических кораблей приспособили самолет Боинг В-747.


Во многих случаях СССР выступал в роли догоняющего в военных или космических разработках, например, сначала в США создали стратегический военно-транспортный самолет  С-5А «Галэкси», а затем в СССР - Ан-124 «Руслан». Поэтому в Политбюро ЦК КПСС было принято решение о создании подобной системы в СССР. Отмечу: никаких серьезных предпосылок для создания такой системы не было, как и задач, которые она могла бы выполнять. На то время в СССР существовал целый ряд сравнительно дешевых и надежных ракет для выведения самой разнообразной космической техники, которые и до настоящего времени используются Россией.

В отличие от американской разработки советские конструкторы предложили другую идею - была разработана ракета «Энергия», которая позволяла выводить в космическое пространство как орбитальный корабль (ОК) «Буран», так и различную полезную нагрузку массой до 100 тонн. Главным разработчиком всей  системы «Энергия» было НПО «Энергия» (генеральный конструктор Валентин Петрович Глушко), а ОК «Буран» - НПО  «Молния» (главный конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский). Оба руководителя были выходцами с Украины.

Как известно, основной стартовый комплекс по запуску всех космических объектов СССР находился на Байконуре (Казахстан) в пустынной местности, поэтому  доставка туда таких крупногабаритных изделий, как ОК «Буран» и элементы ракеты «Энергия», которые производились в европейской части России, могли осуществляться только воздушным путем, также как и в случае посадки «Бурана» на запасных аэродромах в Крыму или на Дальнем Востоке. На первом этапе для доставки на Байконур частей ракетно-космической системы «Энергия» использовался доработанный бомбардировщик 3М-Т разработки В.М.Мясищева. В дальнейшем  для этих целей на Киевском механическом заводе (КМЗ, закрытое обозначение п/я А-3395) прорабатывалась возможность транспортировки этих объектов на самолете Ан-124КТ «Руслан». В  связи с тем, что вертикальное оперение (ВО) «затенялось» в полете габаритными грузами, предусматривалась вставка длиной около 7 метров между фюзеляжем и ВО, что значительно увеличивало его эффективность.

Как рассказывает ведущий конструктор Евгений Иванович Друзяка, который в то время вел эту тему, в феврале 1984 г. в Киев прилетел В.П.Глушко, и генеральный конструктор Олег Константинович Антонов показывал ему это предложение. На что Валентин Петрович сказал: «Олег, у меня уже есть самолет 3М-Т, который перевозит «Буран» и блок «Ц» ракеты «Энергия» в разобранном состоянии (отдельно бак для водорода и отдельно бак для кислорода). Мне нужен самолет, который бы перевозил блок «Ц» в собранном состоянии». Кроме того ставилась задача, чтобы перевозить ОК «Буран» и блок «Ц» в полностью собранном и отработанном на заводах изготовителях состоянии, т.к. сборка и отработка их на Байконуре требовала огромных временных и финансовых издержек. После чего О.К.Антоновым  и было принято решение о разработке нового самолета на базе самолета Ан-124.  4 апреля 1984 выдающийся Конструктор,  Ученый  и Человек О.К. Антонов умер, и в дальнейшем все работы по созданию самолета Ан-225 велись под руководством генерального конструктора Петра Васильевича Балабуева, которого мы между собой называли "ПВ".

Анатолий Вовнянко
 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded