necto_shuhrich (necto_shuhrich) wrote,
necto_shuhrich
necto_shuhrich

Categories:

Русь Святая. Секта скопцов.

"Поплясохом, погорохом на Сионскую гору"

Скопцы - самая загадочная секта в русской истории


     Движение скопчества появилось в России в середине XVIII века. Основателем ее считается беглый крепостной Кондратий Селиванов, покинувший секту хлыстов "богородицы" Акулины Ивановны.
Основой учения скопцов явилась строка из евангелия от Матфея 19 глава, стих 12: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.»




   Вот как писали исследователи этой темы.

От хлыстовства скопчество переняло организационную структуру (общины-«корабли» с христами, богородицами и пророками) и практику экстатических радений. По мнению П. И. Милюкова, «скопчество сначала было своеобразным монашеским орденом в рамках хлыстовской общины, а отделилось лишь по прошествии длительного времени» Характерно, что на протяжении полутора столетий Орловщина была местом не только возникновения или временного пребывания, но и местом постоянного жительства сектантских общин. Официальные данные по Орловской губернии позволяют выделить в середине XIX в. присутствие в регионе представителей скопцов, хлыстов, молокан, субботников. «Во второй половине 1849 г. скопчество получило особое развитие в Орловской губернии: там беспрерывно возникали дела об оскоплении большого или меньшего числа людей, даже открыт оскопитель. Начальник Губернии доносил Министерству, что скопчество быстро распространяется по Кромскому уезду, что там вдруг оскопилось до 70 человек и что многие из оскопленных с дерзостью приходили в суд и объявляли о своем оскоплении» – так характеризует ситуацию в Орловской губернии чиновник министерства внутренних дел Н.Варадинов
      Врач-психиатр П. И. Якобий в начале ХХ в. опубликовал исследование, в котором он объясняет причины большого количества психических заболеваний в Орловской губернии, наличие кликушества и даже эпидемий религиозного экстаза. «В 1898 г. в Супоневе вспыхнула психиатрическая эпидемия религиозного характера, охватившая все население большого села (слишком 1000 домов), и подавшая повод к погромам и к судебному следствию)». Автор связывает эти явления с проживанием на этой территории племени вятичей, которых он считает финно-угорским племенем, зажатым с двух сторон славянами. «Вот уже два с половиною столетия, что в Вятичской области свило себе гнездо одно из самых странных, самых изуверских, по мнению нашего духовенства, сект, имен- но хлыстовство, к которому с 18 века присоединилось еще скопчество. Поставленный в необходимость, как эксперт, изучить хлыстовство, и в литературе его, и по судебным делам, и исследовавшем самих хлыстов, я представил судебно-психиатрическую работу, в которой говорю, что под влиянием психического расстройства эпидемического характера, в массовом населении поднимаются еще очень поверхностно лежащие не заглушенные историческими и культурными наслоениями, примитивные инстинкты и психообщественные формы.
        По моему исследованию хлыстовство, как религиозное верование и как культ, есть возвращение к почти чистому шаманизму восточно-финской расы: как общественный склад (ненависть и гадливое отношение к браку, предписание непременно вести беспорядочную половую жизнь, “свальный грех”, “радения” с их половою распущенностью, и т. д.) хлыстовство есть возвращение к коммунальному браку, к примитивному гетэризму, к священной проституции. Нет сомнения, что все это составляет очень резкие этнические черты, характеризующие своеобразную этническую индивидуальность».
    (
В. В. Мищенко ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СЕКТАНТСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XVIII–XIX ВЕКЕ)


Основными признаками секты являются безбрачие, пляска и пророчествование, а засим - в противоречие с первым - свальный грех. Добротворский, ссылаясь на сочинение Haxthausen, рассказывает следующее, сообщенное скопцами (разграничение хлыстов и скопцов, даваемое свящ. Рождественским, не мешает в данном случае).
  "Во время моления Люди Божии сажают в чан, наполненный теплой водой, 15-ти или 16-ти летнюю девицу, которую успели склонить к оскоплению разными обещаниями. Когда девица усядется в чане, подходят к ней старухи, делают глубокий надрез на ее груди, потом отрезывается один из сосков (левый) и с удивительной ловкостью останавливают течение крови. Во время этой страшной операции дают ей икону св. Духа, чтобы она, углубившись на благоговейное созерцание, легче переносила страшную муку. Потом отрезанный член тела кладут на блюдо, разрезывают на мелкие куски и раздают присутствующим еретикам, которые едят их. Когда кончится это гнусное людоедство, девицу сажают на возвышенное место, для нее особо устроенное, и все собрание пускается плясать около нее, припевая: "поплясохом, погорохом на Сионскую гору". Пляска делается все живее и живее и скоро переходит в истое бешенство; безумие достигает высшей степени; вдруг свечи гаснут, и тогда начинается сцена, для которой напрасно будем искать примеров в язычестве"... Дитя, родившееся от такого общего, свального греха, считается родившимся от бога.
[Веселые истории народа-богоносца]

Задолго до Гитлера и Хаббарда простой орловский крестьянин Кондратий Селиванов вывел великую формулу жизненного успеха : хочешь добиться настоящего величия - выдумай религию! Селиванов придумал скопчество, именно придумал от начала до конца, ибо то, что он рассказал своим последователям о зарождении вероучения столь же мало соответствовало действительности, сколь приключения капитана Немо соответствуют истории подводного флота.
    Из рассказа Кондратия Селиванова исчезли почти все реальные участники событий 1772 г. Там не нашлось места ни для Блохина - первого настоящего скопца! - ни для Никулина, ни для чудотворца Павла Петрова. Осталась, правда, Акулина Иванова, но ее роль автором сектантской истории была заметно изменена : чудотворящая Акулина сделалась почитательницей самого Селиванова, которого она, якобы, именовала не иначе как "Отец-искупитель"и "Государь-батюшка". Скопческое творчество было в основном изустным, но уже к концу 18-го столетия самые существенные предания новой секты были записаны и получили название "Страды Кондратия Селиванова".
    Это была, как нетрудно понять из заглавия, книга о жизни и чудотворениях самого Селиванова; своего рода священный текст тоталитарной секты. В этом странном повествовании нет ни слова правды. Сие писание было призвано убедить читателя, что Селиванов, якобы, встречался с Емельяном Пугачевым, который на самом деле был царем Петром Третьим. Кроме него Селиванов общался и с царем Павлом Первым, а в более поздних редакциях список монархов пополнил и Александр Первый. Последний, если следовать логике скопческих идеологов, победил Наполеона только потому, что слушал советы Кондратия Селиванова.
    Скопцы считали, что Иисус Христос непрерывно пребывает в России, воплощаясь из одного тела в другое. Одним из его воплощений был император Петр Третий (вообще чрезвычайно почитавшийся среди разного рода сектантов), который затем сделался Емельяном Пугачевым.

После гибели последнего в январе 1775 г. воплощением Христа стал Кондратий Селиванов, после него - Александр Шилов и последующие ересеиархи. В качестве "истинной непорочной Богоматери" скопцы почитали Императрицу Елизавету; тот факт, что она вообще не была матерью Петра Третьего их нисколько не смущал. По скопческой версии отечественной истории Екатерина Вторая решила уничтожить своего супруга - Императора Петра Третьего - когда узнала, что он скопец. Император от супруги своей скрылся, а вместо него клевретами Императрицы был убит и похоронен гвардеец-гренадер, похожий на Петра (гренадер тоже был скопцом!). Помимо упомянутых выше лиц скопцы почитали и "матушку-основательницу" Акулину, а также разного рода "малых пророков" из своей среды. Первый серьезный исследователь скопческой ереси Н. Надеждин вполне обоснованно назвал это учение "невообразимо-чудовищным баснословием".
    "Страды..." написаны от имени Селиванова, но сам он не являлся их автором. На этом сходились все историки скопческого движения. Когда ересеиарх появился в столице здесь уже были распространены копии этой писанины. Слава сектантского вождя бежала впереди него. Поэтому освободившись из Смольнинского монастыря он нашел приют у своих сторонников. Промежуток времени с начала 19-го столетия и вплоть до 1820 г. сами скопцы называли "золотым веком". В это время произошел стремительный рост численности секты, ее благосостояния, окончательно оформилось скопческое учение (правильнее, видимо, называть это мифологией).
    Вторая половина правления Императора Александра Первого оказалась консервативнее первой. В 1816 г. было введено уголовное наказание за самооскопление. Через три года отставной майор Мартын Урбанович-Пилецкий сочинил доклад, в котором пытался дать оценку скопческому учению с религиозно-догматической точки зрения. Примечательно то, что автор этого произведения не был священнослужителем. Пилецкий принадлежал к мистическому кружку Татариновой, члены которого изучали различные религиозные и псевдорелигиозные доктрины (в т. ч. и розенкрейцеровские) и на их основе искали смысл жизни. Этот полумасонский кружок был разогнан через несколько лет Императором Николаем Первым, причем Мартын Пилецкий за свою писанину был сослан в собственное имение. Митрополит Московский Филарет осудил произведение Пилецкого (сделав это в форме "сожаления"). В 1820 г. власти пошли на то, чтобы отделить Кондратия Селиванова от его паствы. Он был объявлен сумасшедшим и его принудительно отправили в Спасо-Евфимьевский монастырь. Там он и содержался вплоть до своей смерти в 1832 г.
    Имеет смысл сказать несколько слов о сути еретического учения.
    Согласно постулатам скопческой ереси Христос был скопцом, оскопленным Иоанном Предтечей, который и сам был скопцом. Второе пришествие Христа уже состоялось и земным воплощением Бога явился, как уже упоминалось, Император Петр Третий.
    Слепая вера в этот догмат предопределила особое почитание Петра Третьего скопцами, которые собирали и почитали все его печатные изображения, а также монеты с его вензелем и профилем. По мысли теоретиков скопчества в конце веков грядет Страшный суд, когда Иисус Христос сядет на трон в Санкт-Петербурге и в этом "новом Иерусалиме" возьмется воздавать всем, попиравшем скопческую религию. Страшный суд воздаст всем виноватым в гонениях на сектантов по заслугам, но спасет всех "скопцов", которых к тому моменту будет 140 тыс. человек. Сами себя еретики называли "светом Христовым" и объявляли "Божией свитой". Помимо воплощений самого Иисуса Христа сектанты верили и в неоднократные перевоплощения Богоматери. Несмотря на внешнее почитание Христа, Девы Марии, ветхозаветной истории скопцы менее всего были христианами. Правила секты требовали от адептов при принятиив ряды организации страшных клятв и проклятий : новообращенный плевал на православный крест и символически бросал его через плечо, отвергая тем самым христианскую религию, проклинал отца и мать, зачавших его в грехе, проклинал землю, воду, небо и месяц...
    "Скопцы" селились крупными общинами, которые они сами называли "кораблями". Глава общины величался "кормчим". Каждый "кормчий"имел женскую свиту, все члены которой также были кастрированы. Организация "корабля" была в максимальной степени приспособлена к вовлечению в секту новых членов. Скопцы держали трактиры и постоялые дворы, куда пристраивали молодых и симпатичных девушек для того, чтобы привлекать мужчин. Будучи очень зажиточными, сектанты вовсю использовали элемент материального стимулирования новообращенных : ссужали деньгами, помогали с заведением своего дела и т. п. Многочисленные исторические свидетельства отмечают поразительную способность скопческих проповедников воздействовать на людей словом.Дар убеждения, проявленный рядовым членом секты, способствовал его росту во внутриобщинной иерархии. Вообще, культура речи и слова, видимо, стоялау "скопцов" на чрезвычайно высоком уровне. Предания повествуют об их удивительно красивых "распевах", явившихся развитием традиционного для Православия церковного пения. "Распевы" сильно отличались по своей технике от традиционного пения и служили, очевидно, важным элементом самогипноза, способствовавшим погружению человека в экстатический транс. Об этом можно говорить сейчас только в сослагательном наклонении, поскольку эта психотехника ныне полностью утрачена и восстановить ее не представляется возможным.
    Абсолютно достоверно то, что скопцы широко использовали в своей практике химические преператы одурманивающего действия. В этом смысле они намного опередили нынешних сектанов. Опаивание людей растворами экстрактов болиголова, волчьей ягоды и прочих весьма ядовитых растений, широко использовалось скопцами для того, чтобы вызывать галлюцинации, обездвиживание, либо анестезию. В зависимости от решаемых задач общинные знахари использовали различные средства. Моменты, связанные с применением химических препаратов, получили довольно точное освещение в ходе расследований, проведенных властями, и к этому вопросу придется еще возвратиться в другом месте.
    Свой в высшей степени мрачный и человеконенавистнический облик скопцы продолжительное время умудрялись скрывать. Конец 18 и начало 19-го столетия они прожили в центральных российских губерниях практически не привлекая к себе внимания властей. Многочисленные "корабли" скопцов находились отнюдь не за Уралом и не в Сибири, а в Курской, Новгородской губерниях, в Рязани, в обеих столицах. Здесь они численно росли, активно вербуя в свои ряды недовольных петровскими реформами людей, и богатели, богатели, богатели... Дух стяжания, накопительства, лицемерного скопидомства пронзал собою идеологию секты, внешне проповедовавшей нищету и простоту быта.
     Профессор богословия Тимофей Буткевич, изучавший скопцов в конце 19-го столетия, подчеркивал их "крайнюю враждебность к кровным родным, не исключая ни родителей, ни детей." А бытописатель А. Бычков примерно в то же время дал сектантам такую уничижительную характеристику : "Скопцов никто не любит; а сами они друг друга ненавидят, страшно лицемеря друг перед другом, называя друг друга "братцем" и (при этом - прим. murder's site) готовы перегрызть друг другу горло из-за ломаного гроша."


     Скопцы всегда держали дистанцию с окружавшими их людьми. Нескопец практически не мог попасть в дом сектанта. Жилища скопцов всегда имели вход со двора, который непременно сторожили злобные собаки. Окна в своих домах эти люди традиционно держали с закрытыми ставнями. Скопцы одевались таким образом, чтобы всегда быть в белой рубашке; если в силу каких-то причин белую рубашку нельзя было одеть (скажем, во время похорон), сектанты держали в руках чистые белые платки (допускались иногда не чисто белые, а в горошек). Белая рубашка или белый платок символизировали духовную чистоту сектанта, точно также как кастрация символизировала чистоту телесную. Помимо белой рубашки отличительной в облике скопца являлась специфическая желтизна лица и его одутловатость. Среди кастратов практически не было сморщенных стариков : в силу нарушений гормонального баланса их щеки были обвислы и гладки. Сектанты, оскопленные в детстве, были лишены усов и бороды; странность их облика подчеркивалась писклявыми голосами. Напротив, многие женщины-скопчихи говорили басом и демонстрировали в поведении мужские черты (следует подчеркнуть, что сказанное было отнюдь не абсолютным правилом и некоторая часть скопцов внешне выглядела совершенно нормально). Выражение "жить как скопец", вошедшее в русский разговорный язык во второй половине 19-го столетия, употреблялось в тех случаях, когда надо было подчеркнуть нелюдимость человека, его скупость и скрытность.
    Кастрации мужчин, осуществлявшиеся в скопческих общинах, были двух видов - они назывались "малая" и "большая" печати.

И далее



ЗЫ Русь Святая. Секта хлыстов.
Tags: Мы — русские! Какой позор!, рашизм, секты, этнография
Subscribe

  • Как Милла мило пердаки порвала у ваты

    45 лет землячке. В этом году «коммерсант» снова ковырнул не зажившую рану пердаков какцапов, как и в предыдущие годы, вой стоит знатный.…

  • На дне

    Путин залег на дно в бункере Песков высказался о самом сложном дне Путина У президента России Владимира Путина в целом…

  • Триумф русской технической мысли, как символ России.

    Круглый корабль российской судьбы Более 140 лет назад на воду сошёл круглый броненосец «Новгород» – первая на российском флоте…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments