necto_shuhrich (necto_shuhrich) wrote,
necto_shuhrich
necto_shuhrich

Categories:

АТИННАРОТ. Рождественские игрища.

Рождество. Как праздновали его на Московии.

     «С Рождества до Крещенья – нет запрещенья». Зайдешь в избу,  где вечера святочные проходят, а в избе «горит»! Веселье, шум, хороводы, пляска…
     Святочные игрища (вечеринки, вечерки, пляски, повaда, посиделки, посидки, сборище, субботка )- форма проведения молодежных собраний во время Святок.

    Вот как это происходило, например, в Вологодской губернии Российской империи: «...в битком набитую избу ввалились ряженые. Здесь есть и седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с неизменной принадлежностью своего промысла – кнутом; цыганка с ребёнком-чучелом в руках; нищие, девушки-парни, парни-девушки. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Вот седой старик начинает свои повествования. Цыган заводит речь о лошадях. Цыганка начинает гадать судьбу девушек. Нищие просят милостыню». Пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на праздниках. Вслед за ряжеными парни и девушки изображали «странные движения», «прыжки и гарцевание», «удивительные и приотчетливые движения ногами», «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т. п. Святочные развлечения были насыщены эротикой, сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом

       Довольно популярна была игра «сапоги шить». Один из парней наряжался сапожником, садился на скамейку и делал вид, что шьет сапоги. Другой парень подталкивал к нему девушку. Сапожник брал ее за ногу — «мерку снимал», а затем поднимал руку все выше и выше, на что девушка отвечала криками и бранью. В игре «ситец мерить» парень изображал торговца, вывешивая между ног длинную морковку, и, то опуская, то поднимая ее, кричал, обращаясь к той или иной девушке: «Ну, чего тебе — атласу, канифасу, мужичьего припасу?»
       Игра «в умруна» в Торопецком уезде Псковской губернии заключалась в следующем: в избу, где шла святочная вечерка, вносили «покойника». Это был парень с лицом, обмазанным мелом, с длинными торчащими зубами, сделанными из брюквы; между ног у него была закреплена скалка для раскатывания теста или длинная толстая палка. «Покойника» укладывали на пол или на лавку, прикрывая до шеи белым холстом. К нему подходили два парня в женских нарядах и начинали «причитания»:
            - Дорогие мои подруженьки, Возьмите меня под рученьки, Подведите меня к елочке, Накопайте живой смолочки, Залепите тую дырочку, Куда лазили с дубиночкой.
 «Покойник» в это время поднимал вверх и опускал вниз скалку, а затем начинал хохотать. Переодетый девкой парень говорил: «Подружка, погляди, он уже дыхаст», — а в ответ:  - «Подружка, погляди, он уже пихает!» После этого «покойник» вскакивал и набрасывался на девушек, смотревших на игру, демонстрируя, как он «пихает».
http://mnogodetnaya-semya.ru/Vtoroi%20uroven%20Sviatki/Vtoroi%20uroven%20Svayatki/Page-5.html

 А вот на видео с середины с 13 минуты показана игра в покойника у коми только уже с цензурой.
Коми и русские братья навек

Комиинформ - Рождественские игрища коми



"Рождественские игрища"
В в деревнях Коми  стало уже традицией проводить Рождественские игрища. Из поколения в поколение передаются лирические обрядовые песни, частушки, под которые «играют» в Рождество.
В назначенный день, 7 января, в сельском клубе собрались жители сел и  гости из окрестных сёл и деревень. После поздравлений   под весёлую гармонь и  песни самодеятельного коллектива «Коми аньяс»  гости и артисты заплетали и расплетали плетень, женихались, сватались, играли свадьбу, стелили постель – всё было по сюжету. Во время игр много целовались, водили хороводы. Все веселились на славу. И от праздника у всех осталось прекрасное и приподнятое настроение. Мы будем и дальше проводить старинные праздники, обряды, а также мероприятия по сохранению коми национальной культуры и языка и, конечно же,  с привлечением молодёжи.
Tags: рашизм, таунсяй
Subscribe

  • Стыдно быть русским

    Давно пора. Лозунг дедушки Ленина нужно переделывать. Не « Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» а « Русские всех областей России, разбегайтесь!»…

  • Шо у Ху№ла на уме, то у ПисЬкова на языке

    Песков: Жители Украины относятся к русскому миру Все русскоязычные граждане в Украине относятся к «русскому миру» — Песков В…

  • Еще один удар, еще одна попытка...

    В мире Жывотных А вот как орангутанг Соловьев сказал, что россиянку не ударили, а «оттолкнули ногой, упираясь в живот» и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments