necto_shuhrich (necto_shuhrich) wrote,
necto_shuhrich
necto_shuhrich

Categories:

Украина-Русь и Афон 1000-летнее присутствие.

Первое известное письменное упоминание о пребывании монахов-росов на Афоне датирована 1016. В этой датой в одном из святогорских документов, которые хранятся в библиотеке Великой Лавры на Афоне, зафиксировано подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них такая надпись: «Герасим — монах, милостью Божьей, пресвитер и игумен монастыря Росов. Собственноручная подпись».

С житийных списков известно, что 1013 преп. Антоний Печерский, уроженец черниговской земли, впервые возвращается в Киев со Святой Горы Афон, где несколько лет трудился в духовных подвигах и науке. Побывав некоторое время в Киеве, он снова вернулся на Афон, откуда вдруг приезжает в Киев в 1017 году. Таким образом, мы видим, что родоначальник древнерусского монашества и основатель Киево-Печерского монастыря вместе с другими соотечественниками впервые начинают подвизаться на Святой Горе до 1013 года. Именно они и образовали 1016 году братию первого древнерусского монастыря Афона, игуменом которого был только упомянутый Герасим.

По преданию, этим первым древнеруським монастырем на Афоне была обитель Успения Пресвятой Богородицы (Панагия Ксирургу или «Древодел»). Сейчас это общежительный скит, который принадлежит Афонскому Свято-Пантелеимоновому монастырю.


[Spoiler (click to open)]

После опустошения Киевской Руси монголо-татарскими ордами связи с Афоном хотя и ослабли, но окончательно никогда не прекращались.

В конца 16 начале 17 века.

Приблизительно в 70-х годах XVI века Иоанн Вишенский родом из г. Судовая Вишня, из-за несогласия с феодальным строем Речи Посполитой стал монахом на Афоне, который был в те времена центром православного монашества на Востоке. Поддерживал тесные отношения с Львовским братством. Жил на Афонской горе в Зографском монастыре.

Преподобный, православный монах русин, влиятельный духовный писатель, антиуниатский публицист и полемист. Ревнитель православия

Имел Афон важное значение и в деле сохранения Православия в Украине, в период печальноизвестной Брестской унии. Среди украинских подвижников того времени, подвизавшихся на Святой Горе, наиболее известны старцы Иоанн Вишенский, Иов Княгининский, блаженный Киприан Острожанин, Исаакий Борискевич, Афанасий Межигорский, Иоасаф Густынский, Иосиф Кориятович-Курцевич, Григорий Голубенко, Самуил Бокачич и многие другие. Влияние Афона на борьбу против унии и православное возрождение на Украине было столь велико, что на Киевском Поместном Соборе в 1621 г. в специальном постановлении, известном под названием «Советование о благочестии», предписывалось: «Послать за благословением, помощью и советом на Святую Гору Афонскую, чтобы вызвать и привезти оттуда преподобных мужей русских: блаженного Киприана и Иоанна прозванием Вишенского и прочих, процветающих жизнию и благочестием, а также и впредь посылать русинов, расположенных к благочестию, на Афон, как в школу духовную».

Запорожское казачество в это время тоже поддерживало тесные связи с Афоном, приглашало оттуда опытных наставников и старцев, делало щедрые пожертвования на монастыри Святой Горы, осуществляло паломничества, а нередко немало казаков и сами принимали на Афоне монашеские постриги и подвизались в обителях Афона. В частности, после того как греки завледели Русиком (древнерусским монастырем на Афоне), при поддержке запорожских казаков на Святой Горе была предпринята попытка воссоздать новый Русик. Его роль на протяжении почти целого столетия выполнял основанный запорожцами в 1747 г. святогорский скит «Черный Выр»

Основателем скита «Чорний Вир» был бывший бунчуковый товарищ Григорий Голубенко, который принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре и подался на Афон, ще в 1747 г. и основал с помощью запорожцев «Чорний Вир». Интересно, что согласно архивным документам старец иеросхимонах Григорий (Голубенко) послушников себе для Афона тоже подбирал на Запорожской Сечи. Как мы знаем, казаки, жившие на Сечи, никогда не женились, а на самой Сечи, как и на Афоне, женщинам было запрещено находиться. Запорожцы считали себя «рыцарями Пречистой», а Божью Матерь — покровительницей Сечи. Так же и на Афоне игуменьей Святой Горы была Божья Матерь. Афонские старцы оказывали большое влияние на воцерковление и формирование духовных традиций запорожского казачества, через казацкие Трахтемировский, Пустынно-Самарский и другие монастыри. Известно, что отдельные казаки совершали паломничество на Афон, іде старались подальше от военных будней духовно подкрепиться. Именно таких, склонных к благочестию казаков, и подыскивал себе для «Чорного Вира» афонский старец Григорий. Кроме монахов с Сечи, туда приезжало много казаков, которые хотели побыть на послушании, не принимая монашества. Отбыв искупление или послушание, они снова возвращались на Сечь. Ктитором, то есть меценатом афонского скита, был последний кошевой Запорожской Сечи Петр Калнышевский. Сохранилось письмо старца Григория (Голубенко) и другие документы, из которых следует, что Калнышевский присыпал много щедрых пожертвований на «Чорний Вир» и поддерживал отношения с о. Григорием. Он выступал в это время ктитором и другого известного афонского старца из Украины — святого Паисия Величковского. Письма последнего к Калнышевскому недавно изданы в моей новой книге «Прп. Паисий Величковский и Запорожская Сечь». Судя по всему, Паисий Величковский и Григорий Голубенко на Афоне поддерживали тесные отношения, вот Калнышевский и помогал им обоим.

Архимандрит Паи́сий Величко́вский; (1722-1794), — православный монах; клирик Константинопольского Патриархата; переводчик, святой. Переводил святоотеческие труды и почитается восстановителем монашеских традиций исихазма и «умной молитвы».

Служение проходило на территории Украины, на Афоне, Молдавии.

Будучи 24 лет предпринял путешествие на Святую Гору Афон, куда он со своим спутником иеромонахом Трифоном прибыли 4 июля 1746 года, в канун памяти преподобного Афанасия Афонского; поселился в монастыре Пантократор.

В 1758, на 36-м году жизни, о. Паисий был рукоположён в иеромонаха. При увеличении числа своей братии, по их просьбе, о. Паисий испросил у Пантократора старую келию пророка Илии и приступил к устройству скита пророка Илии, став основателем одного из крупнейших скитов на Афоне.

Спустя некоторое время в в скиту поселилась братия - из черноморских казаков. Первым после прп. Паисия настоятелем упоминается архим. Варлаам.

Не исчезла эта традиция и после разгрома русскими войсками Запорожской Сечи в 1775 года. Так казаки с Задунайской Сечи и с Кубани по казацкой традиции продолжали заниматься монастырями Афона, особенно украинским казацким Свято-Ильинским скитом (последние монахи-украинцы в этом афонском казацком скиту находились до 1992 года, когда вместо украинцев в нем заселились греки и с тех пор он стал греческим монастырем).

Средства для жизни скитяне получали из доходов от рыбной ловли на Дунае и от пожертвований Черноморского войска. Об этом свидетельствовала мраморная плита над церковными вратами с надписью: «Сей мраморный помост и порта устроены старанием схимонаха отца Иоанна Чернышова, подаянием же Российских ктиторов и благодетелей войска Черноморскаго, разных господ и честных казаков 1819 г. мая 21 дня» (История Ильинского скита // АВП РИ. Ф. 180: Посольство в К-поле. Оп. 517/2. 1871. Д. 2269. Л. 125-128). После мон. Афанасия скитом управлял иеросхим. Спиридон, затем иером. Герасим (1816-1817) и иеросхим. Парфений.

С началом Греческого национально-освободительного восстания (1821-1829), когда тур. войска оккупировали Афон, о. Парфений вместе со скитскими схимонахами Саввой и Дамианом тайно вывез в Россию частицу Древа Креста Господня, частицы мощей, церковные сосуды, ризницу, книги и др. церковное имущество. Настоятеля сопровождал его буд. преемник иером. Павел. По отъезде иером. Парфения братия недолго оставалась в скиту. Притеснение турок и опасность нападения морских разбойников вынудили монахов оставить обитель и удалиться с Афона. Некоторыерые отправились в Россию, другие - в Молдавию, в скиту не осталось никого

До окончания восстания иером. Парфений со спутниками проживал в Екатерино-Лебяжской Николаевской пуст. Считается, что иером. Парфений посещал С.-Петербург и встречался с имп. Александром I. «Полагая, по простодушию своему, что турки навсегда водворились на Афоне и что возврат туда ему невозможен, отец Парфений решился вверенную ему святыню предложить Государю Императору, чтобы он определил ее куда сам знает. Приложившись к Животворящему Древу и к святым мощам, Государь возвратил святыню старцу и при этом сказал: «Сохраняй это у себя. Бог даст, с турками скоро будет заключен мир, и тогда возвратишься на Афон в свой скит, для которого святыня эта драгоценна и необходима»» (Русский общежит. скит св. прор. Ильи. 1883. С. 31). В 1830 г. иером. Парфений вернулся на Афон, в монастырере Пантократор встретил 8 монахов-молдаван из прежней братии. По благословению пантократорских проэстосов насельники восстановили скит. Паломники из России начали прибывать на Афон, некоторыерые принимали постриг. В основном в ильинский скит поступали малороссы (запорожцы), придунайские казаки, были среди братии также великороссы и молдаване. Кроме офиц. названия - скит св. прор. Илии, котороерое по святогорскому уставу зафиксировано на печати скита, признанной кириархическим монастырем, за ним. прочно закрепились наименования «русский», «малороссийский», а также «казачий».

В XIX-ХХ вв. в Одессе действовали дворы афонских обителей: Свято-Пантелеимоновского монастыря, Ильинского и Андреевского скитов. Именно через Одессу тысячи паломников со всей Российской империи отправлялись в паломничество на Святой Афон. Так же через Одессу осуществлялась связь украинских и российских монахов Афона с Родиной.

Стоит отметить, что до 1913 г. на Афоне насчитывалось более 2500 монахов из Украины, в то время как греков — 3900, болгар — 340, румын — 288, сербов — 120 и грузин — 53. Лишь в одном Ильинском скиту насчитывалось до 500 монахов. Значительное количество выходцев из Украины бывало в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре и многочисленных кельях Афона. Однако после трагических событий 1917-1920 гг. Связи Украины с Афоном были потеряны, афонские дворы в Одессе «национализированы» советской властью, а любые намеки на роль Афона в становлении духовности и культуры Украины старательно уничтожались советской атеистической пропагандой.

Вместе с тем влияние Святой Горы Афон, ее традиций и его последователей на духовно-культурные процессы в истории Руси-Украины играли очень важное значение. А сама афонское наследие, безусловно, — одно из важных составляющих украинской национальной духовной культуры и традиции, хотя о ней и немного упоминается сегодня.

2016 года проходит тысяча лет от первого письменного упоминания о существовании и деятельности на Святой Горе Афон (Греция) первого древнеруського монастыря, через который осуществлялись духовные и культурные взаимосвязи между Киевской Русью и центром православного монашества и духовности на Афоне.

Ведь подлинное возрождение страны возможно только через обращение к собственному духовному наследию и первоисточникам, где Святая Гора Афон всегда занимала одно из ведущих мест.

Tags: Афон, Украина
Subscribe

  • Повелитель москов. Совпадение? Не думаю

    Муха на итальянском Слово mosca (муха) и слово Москва (Mosca), и пишется и звучит одинаково. Только Москва с большой буквы, а муха с маленькой.…

  • Х-ло гадит

    Пыня руками Луки гадит Европе, Турция прикрыла поток, так теперь через Беларусь ‼ Срочно! Самолет Boeing 737-800 вылетел из аэропорта Сулеймания…

  • Вот она слава!

    Настоящий ху№лополковник Кубок "Золотой мяч"

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments